19 ноября в зале президиума УрО РАН состоялось обсуждение новой модели государственного финансирования фундаментальных исследований «Госзадание 2.0», направленной на усиление взаимодействия науки и бизнеса. Организаторами круглого стола выступили Уральское отделение РАН и Институт экономики УрО РАН.
Ключевое новшество модели — появление фигуры «квалифицированного заказчика». В этой роли выступает лидирующая компания, которая формулирует для ученых технологическую задачу, тесно взаимодействует с ними на этапе разработки и способствует последующему внедрению полученных результатов. Предварительную экспертизу заявок от бизнеса проводит РАН, отбирая лишь те запросы, что требуют фундаментальных и поисковых исследований. Это позволяет отсеять сугубо прикладные проекты. Ознакомиться с пулом одобренных заявок и откликнуться на интересные запросы научные институты и вузы могут через специальную платформу.
Ожидается, что «Госзадание 2.0» станет точечным инструментом для укрепления связей науки и бизнеса: на него будет приходиться около 20 % проектов, остальные 80 % задач для бюджетных научных учреждений будут формироваться в прежнем, традиционном, режиме.
— Новая модель тестируется с 2023 года, — отметил заместитель начальника отдела науки и инноваций Минпромнауки Свердловской области Игорь Кириенко. — И если в 2023 году было сформировано всего 120 запросов, то в 2024 году уже 379. Это прирост более чем в три раза. Учитывая, что полноценно данная модель заработала только в этом году, мы прогнозируем дальнейший кратный рост числа заявок.
На актуальность нового механизма обратил внимание заместитель председателя отделения член-корреспондент РАН Станислав Чайковский, связав использование модели с возможностью преодоления глубокого структурного кризиса в прикладной науке. «С 1997 по 2017 год число отраслевых институтов в России, по моим данным, сократилось примерно в восемь раз, проектных и проектно-изыскательских институтов — в пятнадцать раз, конструкторских бюро — в три раза», — пояснил Станислав Анатольевич.
Еще одно из ключевых проявлений этого кризиса — слабый спрос на технологии со стороны реального сектора, добавила в своем выступлении заместитель директора ИЭ член-корреспондент РАН Виктория Акбердина. «Наш опрос 2,5 тысяч предприятий Большого Урала показал, что для половины из них технологии не являются среднесрочным приоритетом», — пояснила эксперт. Вместе с тем Виктория Викторовна предостерегла бизнес от необоснованно высоких ожиданий от нового механизма. Государство финансирует самую дорогую и рискованную часть — проведение фундаментальных исследований, но обеспечить выход на прикладные решения должен уже сам бизнес.
Виктория Акбердина также поделилась результатами анализа двух уже прошедших заявочных кампаний «Госзадания 2.0»: число заявок растет, однако круг участников пока узок — в нем преобладают крупные компании и госкорпорации. Среди тематик проектов лидируют ресурсосберегающая энергетика и новые материалы, а также заметен растущий интерес к транспортным и климатическим решениям. При этом около 90 % заявок относятся к категории естественно-научных и технических дисциплин, что актуализирует поиск специальных механизмов для вовлечения в процесс других научных направлений.
Директор Института металлургии УрО РАН академик Андрей Ремпель на примере трех проектов с «ФосАгро», Трубной металлургической компанией и «ВМП-Инжиниринг» показал, как на практике работает модель «Госзадание 2.0». Ученый еще раз подчеркнул, что это инструмент для фундаментальных, а не прикладных изысканий, и потому ключевой проблемой становится формулировка задачи. «Во всех случаях мы оказывали компаниям методическую поддержку», — констатировал Андрей Андреевич. Несмотря на общую положительную оценку полученного опыта, академик указал на ряд вызовов для участников новой модели: скромное финансирование, высокие риски из-за долгосрочного горизонта исследований и избыточная бюрократия.
О практическом опыте участия в модели «Госзадание 2.0» рассказали представители Росатома, Объединенной двигателестроительной корпорации, «Сибура» и холдинга «Швабе», а также ученые из Московского государственного университета, Института общей физики РАН и Института теоретической и прикладной механики СО РАН.
Подводя итоги обсуждения, заместитель генерального директора по стратегическому развитию дирекции научно-технических программ Минобрнауки РФ Олег Карасев заявил, что «Госзадание 2.0» показало свою эффективность в создании связки «фундаментальная наука — реальный сектор», и ведомство намерено дальше развивать эту модель, ориентируясь на запросы как научного сообщества, так и бизнеса.
Павел КИЕВ
Фото автора